ЗНАМЕНИТЫЙ ХУДОЖНИК С ВЯЗНИКОВСКИМИ КОРНЯМИ В Советском Союзе и в постсоветской России большую известность получил столичный художник-фронтовик Петр Иванович Костинский, длительное время занимавший пост главного художника Центрального музея Вооруженных Сил СССР. Но до сих пор мало кто знает, что знаменитый московский художник имел вязниковские корни. И его фамилия происходит от названия старинного Ильинского погоста, что в Костином углу, располагавшегося на территории нынешнего Сарыевского поселения Вязниковского района… В Советском Союзе и в постсоветской России большую известность получил столичный художник-фронтовик Петр Иванович Костинский, длительное время занимавший пост главного художника Центрального музея Вооруженных Сил СССР. Участник многочисленных всесоюзных, республиканских, московских и зарубежных выставок. он отличался удивительной плодовитостью и работал в различных жанрах: от пейзажей и натюрмортов до портретов и картин на исторические сюжеты. Особенно любил он рисовать морские ландшафты. Картины П. И. Костинского пользовались признанием не только у соотечественников. Они выставлялись и приобретались во многих зарубежных странах, в том числе в Англии, Франции, Италии, Германии, США, Канаде, Японии и Южной Корее. Любопытный факт: знаменитый американский пианист Ван Клиберн приобрел несколько картин художника Костинского в собственную коллекцию. Масштабная персональная выставка Петра Ивановича прошла в 2001 году в Москве. А 2003-м мастера не стало. Но до сих пор мало кто знает, что знаменитый московский художник имел вязниковские корни. И его фамилия происходит от названия старинного Ильинского погоста, что в Костином углу, располагавшегося на территории нынешнего Сарыевского поселения Вязниковского района… Ильинский погост располагался в нескольких верстах от ныне существующей деревни Осинки и в 25 верстах к востоку от Вязников. В средние века та местность получила название Костин угол, очевидно, по одной из погостовских приходских деревень Костино или Костенево. В 1778 году все эти селения вместе с Ильинским погостом вошли в новообразованный Вязниковскиц уезд Владимирской губернии. Предки художника Костинского были потомственными священнослужителями Ильинского погоста, что в Костином углу, получив по месту службы фамилию Костинские. Сегодня из числа прежних приходских селений Ильинского погоста остались лишь Высоково — в Сарыевском поселении, Черноморье и Жары — в поселении поселок Мстера Вязниковского района. Храм Ильинского погоста закрыли в 1930-е годы и снесли до основания в 1950-м. Первый известный в истории предок художника Петра Костинского — священник Ильинского погоста, что в Костином углу, Семен Иванов, скончавшийся там в 1798 году в 68-летнем возрасте. Скорее всего, там же в церкви погоста служили его отец и дед. Священнические места тогда фактически наследовались, поэтому после кончин отца Семена следующим батюшкой Ильинского погоста стал его сын иерей Иродион Семенов, появившийся на свет в 1769 году и служивший там до 1818 года. Фамилии эти батюшки не имели, что тогда для провинциалов считалось обыденным. Фамилию Костинский получил лишь представитель следующего поколения данного семейства Порфирий Иродионович. Он родился в 1793 году и в 1818-м окончил Владимирскую духовную семинарию, где и получил свою фамилию по месту рождения и будущего служения. В том же 1818 году молодой священник Порфирий Костинский сменил своего отца в должности настоятеля Ильинского погоста, что в Костином углу, где и служил до 1840 года. Он был женат на Анне Дмитриевна Осиповской — родственнице первого русского математика профессора Тимофея Федоровича Осиповского из старинного села Осипово Ковровского уезда. В 1840-м епископ Владимирский и Суздальский Парфений (Чертков) перевел иерея Порфирия на должность священника села Павловского Ковровского уезда. Там батюшка прослужил еще 18 лет — вплоть до своей кончины в 1858 году. Почему потомственного священника Ильинского погоста, что в Костином углу, перевели из Вязниковского уезда в соседний Ковровский — неизвестно. Впрочем, в храме Ильинского погоста служил брат иерея Порфирия Иван Иродионович, но уже не священником, а лишь пономарем. Сын и наследник Порфирия Семен Порфирьевич Костинский, названный в честь своего прадеда, родился в 1837 году и в 1858-м окончил Владимирскую духовную семинарию, и после кончины своего отца стал настоятелем Воскресенского храма. Там он прослужил 32 года до 1890 года, неоднократно избирался уполномоченным Владимирских духовных училищных съездов от местного духовенства. Отец Семен неоднократно награждался епархиальным начальством: получил набедренник, скуфью и камилавку, а также официальное благословение Святейшего Синода с выдачей установленной грамоты. В 1890 году Семен Порфирьевич Костинский вышел за штат по состоянию здоровья. Его сыновья тоже окончили Владимирскую духовную семинарию и стали священниками, но в поисках лучшей доли подались на Кавказ. Старший из братьев Василий Семенович Костинский стал настоятелем Георгиевского храма в станице Бейсугской Ставропольской епархии, а младший брат Михаил Семенович Костинский служил священником в Майкопе — нынешней столице Адыгеи и занимал должность Майкопского женского училища. К старшим братьям перебрался и младший сын Семена Костинского Петр Костинский, который начинал учиться во Владимирской духовной семинарии, а закончил уже Ставропольскую духовную семинарию. В Майкопе проживал и сын священника Михаила Костинского Иван, там же у него в 1916 году родился и внук — Петр Иванович Костинский, будущий художник. Он приходился правнуком уроженцу Ильинского погоста, что в Костином углу, священнику Семену Порфирьевичу Костинскому. Петр Костинский с детства проявил талант живописца и решил стать профессиональным художником. В 1939 году он окончил художественное училище в Ростове на Дону, после чего в 1940-м поступил в Ленинградский институт живописи, скульптур и архитектуры. Однако учебу пришлось прервать: грянула Великая Отечественная война, и студент Костинский отправился добровольцем на фронт. Воевал он храбро до самой Победы и получил несколько наград. После войны пришлось учиться заново, благо что способностей потомку вязниковских священников было не занимать. В 1950 году он окончил институт и после этого перебрался в Москву, где был принят в Московское отделение Союза художников СССР. С тех пор вплоть до своей кончины он более полувека жил и работал в Москве. Он был в полной мере советский художник. На его полотнах помимо красот отечественной природы запечатлены страницы истории Советского Союза: неоднократно он писал Ленина, чаще всего в окружении детей, энтузиазм пионерии, советские города и села. Сегодня, уже почти два десятилетия спустя после кончины художника, ушедшего из жизни в 87-летнем возрасте, его работы пользуются большим спросом у отечественных и зарубежных любителей живописи, хотя и продаются по достаточно высоким ценам. Точно неизвестно, насколько хорошо художник Петр Иванович Костинский знал о своих вязниковских корнях. Но для нас он навсегда останется земляком — человеком, несколько поколений предков которого жили в нашем крае. Автор: Николай Фролов